Майданутый свидомит
27.11.11
Отель «Космос» 22 этаж
Я плохо помню первый спектакль в прошлом году. Это были в чистом виде эмоции с малой долей осознания происходившего. И все-таки время от времени отдельные сцены, осколки их снились мне ночами.
читать дальшеСцена с Портретом в конце первого акта – совершенно безумный танец. Боязнь того, что происходит на самом деле и боязнь посмотреть себе в лицо, в лицо своим грехам, все еще живущий в душе стыд. Страх, что ЭТО увидит кто-то еще.
Сцена разговора с Беззилом о смерти Сибиллы. Сцена беседы с леди Викторией, где она умоляет Дориана оставить в покое лорда Генри. Оставить в покое их семью.
Отдельные вспышки-эпизоды ускользали из пальцев как паутинки, не желая складываться в цельную историю, в целостную картинку. В памяти запечатлелся восторг от того, что вот она, сцена. Вот он – демон-искуситель лорд Генри, влюбленный в образ своей Музы художник и сам Дориан. Тогда, год назад, жгучий брюнет Дима.
Все вспомнилось и переосмыслилось особенно же после того, как я взялась перечесть «De profundis». Все-таки насколько эти два произведения – «Портрет Дориана Грэя» и «Epistola: In Carcere et Vinculis» (Послание: в тюрьме и оковах). Сколь разный в них Уайльд. Разный и все-таки великий, несмотря ни на что.
Маленькая забавность: при первом прочтении «Портрета» книга показалась мне очень плоской. Я вспомнила все, чему учили меня в школе и институте, из чистого упорства, любопытства и вредности перечла аналитику и в тысячный раз мысленно поблагодарила свою преподавательницу литературы, которая однажды сказала – если не видишь чего-то – отложи, а потом просто посмотри еще раз. Под другим углом. Все зависит от точки зрения. Нужно просто понять с какой стороны нужно смотреть, чтобы вся суть произведения раскрылась.
Все гениальное – просто. Но как сложно порой бывает это простое показать. Сыграть. Раскрыть для других.
Так уж вышло, что Господь дал нам право выбора. То, чего в сущности лишены все прочие Его творения. Ангелы – всего только проводники Его поли. Люди же – подобны ему. А значит как и Он понимают добро и зло. И по своему собственному усмотрению выбирают свой путь на земле.
Я никогда не пыталась оправдать Дориана. Человек сам совершает ошибки. Но и сам кует свое счастье. Нельзя винить кого-то в собственных ошибках. Виноват и прав всегда только ты сам. Но… опять-таки все зависит от точки зрения. Сегодня же все сложилось само. Не думаю, что это – откровение свыше. Просто то самое переосмысление, которое происходит, если взглянуть на действо под другим углом и с другой точки зрения.
Сегодня я для себя оправдала Дориана. Не пытаясь притянуть за уши факты, которых нет и эмоции и побуждения, который тоже отсутствуют и которых быть не могло. Оправдала, не перекладывая вины ни на Беззила, ни на лорда Генри.
Мы взрослеем. То, что ранее мы принимали как нечто плоское и безликое с течением времени становится многомерным, раскрывается и углубляется как стереокартинка. Красивая романтичная картинка становится трагедией личности, многослойной драмой человека.
Оскар Уайльд – художник слова. Меткий острослов. Его афоризмы точны, а формулировки мыслей – красивы и полны смысла.
На первый взгляд «Портрет» - это история красивого мальчика, который в порыве волнения высказывает пожелание – душу отдать за вечную молодость и красоту.
Сколь осторожными нужно быть, высказывая свои желания. Ведь мысль материальна и она имеет свойство осуществляться. Особенно мысль страстная, желанная до боли.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни произносил эти слова: как бы я хотел… я бы тогда… все бы отдал, только бы… И как же хорошо, что история сослагательного наклонения не терпит.
Если посмотреть глубже – это целая цепочка драм, замкнутых в кольцо.
Художник, одержимый чувством, влюбленный до помешательства в свою Музу. Именно таким одержимым представляется на сцене Беззил. Образ Дориана преследует его всюду. Дориан во всем, что он делает. Во всех картинах, в мыслях, в музыке. Он говорит о Дориане не переставая. Дориан и его портрет становится отражением художника, пиком его таланта, творением, которое раскрывает самому Беззилу глаза. Если слишком сильно любить, если вложить всю душу в свое творение – оно оживает.
Эпикуреец лорд Генри. Он верит только в то, что видит. Для него в сущности смыслом является лишь прекрасное, а высшее удовольствие – в самих удовольствиях. Значение имеет только молодость и красота. Все прочее – ничтожно. Живи здесь и сейчас. Твоей молодости и красоте будет прощено все. Бери от жизни все и сейчас, чтобы потом не жалеть о том, что чего-то не успел. Он по-своему одержим Дорианом. Создать идеального на его взгляд человека и увидеть, какую жизнь он проживет. Его отстраненное любопытство и великолепное владение словом, способность плести словесную паутину – тоже дар. Талант свыше. И талант ничуть не менее опасный, чем талант художника. Мастер слова, он поймал в свои сети главного героя. Дориана Грэя.
Лорд Генри – казуист. Мастер слова. А слово – как известно, самое смертельное оружие из всех. И самое совершенное.Тот, кто в совершенстве владеет словом – способен положить к ногам весь мир. И примеров тому масса. От позитивных – Слово Божье, Евангелие, проповеди Христа, до чудовищных – речи Гитлера и идеология Геббельса. Чем убедительнее слова – тем труднее отличить правду от красивой лжи.
Юный мальчик, красивый и наивный. Именно наивность – его порок. Его грех – легковерность. И внушаемость. Как и все юные – он максималист. Все – это его девиз. Дориан желает попробовать в жизни все, получить все, урвать все, до чего сможет дотянуться. Пока ты молод и красив – все дороги открыты тебе. Вот что говорит ему мастер слова – Генри. Говорит убедительно. Говорит правильно. Его философия – философия в общем-то зрелого человека, для незрелого юного ума Дориана это яд. У Дориана, в жизни не пережившего еще в сущности ничего, не обжигавшегося и не искушенного, отсутствуют сдерживающие факторы и пока что не выработаны жизненные принципы, ориентиры – что хорошо, что дурно, понятия морали и нравственности. Он в сущности ребенок, который и попадается на крючок лорда Генри.
Есть одна замечательная фраза, которую можно трактовать ну очень по-разному. И применительно к разным вещам и моментам жизни. Мы в ответе за тех, кого мы приручили. И пусть Сент-Экзюпери написал это много позже. Это верно всегда.
Лорд Генри приручил Дориана Грэя. Интересная беседа и интересный человек, импонирующий во всем – как наркотик. Вызывает привыкание. И желание получить еще и еще дозу. Порцию общения. Новую мысль, толчок к размышлениям. Но лорд Генри лишь отчасти несет ответственность за падение своего протеже. Как, впрочем, и Беззил. Художник показал Дориану его красоту. Вознес его на пьедестал и окружил почитанием. Создал кумира, который и уничтожил его в последствии.
Все мы знаем как восприимчивы дети и как легко они перенимают дурное. Стоит им услышать ругательств – и они с готовностью повторяют то, чего в сущности совершенно не понимают. Стоит их похвалить – и они ждут похвалы снова, жаждут внимания, стремятся всегда быть в центре. И Беззил, своей одержимостью образом, какой-то безумной любовью к Дориану, и лорд Генри своим стремлением владеть совершенной красотой, помыслами и жизнью Дориана Грэя – они оба влияют на своего визави. И не в лучшую сторону. Так легко заронить, посеять мысль, идею о собственном совершенстве, породив уже не гордость, но гордыню.
Но мы помним, что человек обладает свободой воли. А значит, правом выбирать какую жизнь ему прожить и как поступать.
Был ли у Дориана шанс прожить другую жизни? – да. Подумай он над словами лорда Генри под другим углом и с другой точки зрения.
Влияние действительно никогда не бывает положительным. Оно меняет человека. Делает его другим. И вина лорда Генри лишь в том, что он слишком красиво и слишком убедительно говорил то, что слушать и принимать юному уму попросту опасно. Мало кто из нас способен был трезво рассуждать и здраво оценивать то, что нам говорят и советуют в восемнадцать лет. Немногие в последующие годы обретают способность мыслить. А уж отделать зерна от плевел очень многие не способны ни в зрелости, ни в старости.
Я закрываю глаза и вижу восторженно сияющие глаза Дориана, сыгранного Димой. Его страсть, его наивность и пугающий цинизм Дориана павшего. Слова, написанный Уайльдом – прекрасны. Только оживленные людьми, их эмоциями, мимикой, интонациями, сумасшедшей, безумной просто энергетикой, они становятся воистину материальными. Их можно увидеть и, кажется, к ним можно прикоснуться.
Одержимость Беззила, его ужас почти, когда он осознает ЧТО на самом деле случилось, восхитительный огонь его таланта, вызвавшего к жизни чудовище, по имени Прекрасный Принц.
Демоническую красоту лорда Генри. Наверное, именно таким и был искуситель на самом деле. И мастер Воланд. Не дает покоя опасный огонек в его глазах.
Нежная, тонкая, очень искренняя Сибилла. Разрушенная любовь, уничтоженное чувство, ранимая душа.
Леди Виктория и Маски. И Портрет. Самый трагичный персонаж. Портрет, пытающийся достучаться до почти мертвой души Дориана Грэя, вернуть его, заставить одуматься, немой укор его грехам и жестокости.
А виною всему – красивые слова и легковерие. Книга, околдовавшая молодого мальчика. Волшебная и страшная власть слова.
Отель «Космос» 22 этаж
Я плохо помню первый спектакль в прошлом году. Это были в чистом виде эмоции с малой долей осознания происходившего. И все-таки время от времени отдельные сцены, осколки их снились мне ночами.
читать дальшеСцена с Портретом в конце первого акта – совершенно безумный танец. Боязнь того, что происходит на самом деле и боязнь посмотреть себе в лицо, в лицо своим грехам, все еще живущий в душе стыд. Страх, что ЭТО увидит кто-то еще.
Сцена разговора с Беззилом о смерти Сибиллы. Сцена беседы с леди Викторией, где она умоляет Дориана оставить в покое лорда Генри. Оставить в покое их семью.
Отдельные вспышки-эпизоды ускользали из пальцев как паутинки, не желая складываться в цельную историю, в целостную картинку. В памяти запечатлелся восторг от того, что вот она, сцена. Вот он – демон-искуситель лорд Генри, влюбленный в образ своей Музы художник и сам Дориан. Тогда, год назад, жгучий брюнет Дима.
Все вспомнилось и переосмыслилось особенно же после того, как я взялась перечесть «De profundis». Все-таки насколько эти два произведения – «Портрет Дориана Грэя» и «Epistola: In Carcere et Vinculis» (Послание: в тюрьме и оковах). Сколь разный в них Уайльд. Разный и все-таки великий, несмотря ни на что.
Маленькая забавность: при первом прочтении «Портрета» книга показалась мне очень плоской. Я вспомнила все, чему учили меня в школе и институте, из чистого упорства, любопытства и вредности перечла аналитику и в тысячный раз мысленно поблагодарила свою преподавательницу литературы, которая однажды сказала – если не видишь чего-то – отложи, а потом просто посмотри еще раз. Под другим углом. Все зависит от точки зрения. Нужно просто понять с какой стороны нужно смотреть, чтобы вся суть произведения раскрылась.
Все гениальное – просто. Но как сложно порой бывает это простое показать. Сыграть. Раскрыть для других.
Так уж вышло, что Господь дал нам право выбора. То, чего в сущности лишены все прочие Его творения. Ангелы – всего только проводники Его поли. Люди же – подобны ему. А значит как и Он понимают добро и зло. И по своему собственному усмотрению выбирают свой путь на земле.
Я никогда не пыталась оправдать Дориана. Человек сам совершает ошибки. Но и сам кует свое счастье. Нельзя винить кого-то в собственных ошибках. Виноват и прав всегда только ты сам. Но… опять-таки все зависит от точки зрения. Сегодня же все сложилось само. Не думаю, что это – откровение свыше. Просто то самое переосмысление, которое происходит, если взглянуть на действо под другим углом и с другой точки зрения.
Сегодня я для себя оправдала Дориана. Не пытаясь притянуть за уши факты, которых нет и эмоции и побуждения, который тоже отсутствуют и которых быть не могло. Оправдала, не перекладывая вины ни на Беззила, ни на лорда Генри.
Мы взрослеем. То, что ранее мы принимали как нечто плоское и безликое с течением времени становится многомерным, раскрывается и углубляется как стереокартинка. Красивая романтичная картинка становится трагедией личности, многослойной драмой человека.
Оскар Уайльд – художник слова. Меткий острослов. Его афоризмы точны, а формулировки мыслей – красивы и полны смысла.
На первый взгляд «Портрет» - это история красивого мальчика, который в порыве волнения высказывает пожелание – душу отдать за вечную молодость и красоту.
Сколь осторожными нужно быть, высказывая свои желания. Ведь мысль материальна и она имеет свойство осуществляться. Особенно мысль страстная, желанная до боли.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни произносил эти слова: как бы я хотел… я бы тогда… все бы отдал, только бы… И как же хорошо, что история сослагательного наклонения не терпит.
Если посмотреть глубже – это целая цепочка драм, замкнутых в кольцо.
Художник, одержимый чувством, влюбленный до помешательства в свою Музу. Именно таким одержимым представляется на сцене Беззил. Образ Дориана преследует его всюду. Дориан во всем, что он делает. Во всех картинах, в мыслях, в музыке. Он говорит о Дориане не переставая. Дориан и его портрет становится отражением художника, пиком его таланта, творением, которое раскрывает самому Беззилу глаза. Если слишком сильно любить, если вложить всю душу в свое творение – оно оживает.
Эпикуреец лорд Генри. Он верит только в то, что видит. Для него в сущности смыслом является лишь прекрасное, а высшее удовольствие – в самих удовольствиях. Значение имеет только молодость и красота. Все прочее – ничтожно. Живи здесь и сейчас. Твоей молодости и красоте будет прощено все. Бери от жизни все и сейчас, чтобы потом не жалеть о том, что чего-то не успел. Он по-своему одержим Дорианом. Создать идеального на его взгляд человека и увидеть, какую жизнь он проживет. Его отстраненное любопытство и великолепное владение словом, способность плести словесную паутину – тоже дар. Талант свыше. И талант ничуть не менее опасный, чем талант художника. Мастер слова, он поймал в свои сети главного героя. Дориана Грэя.
Лорд Генри – казуист. Мастер слова. А слово – как известно, самое смертельное оружие из всех. И самое совершенное.Тот, кто в совершенстве владеет словом – способен положить к ногам весь мир. И примеров тому масса. От позитивных – Слово Божье, Евангелие, проповеди Христа, до чудовищных – речи Гитлера и идеология Геббельса. Чем убедительнее слова – тем труднее отличить правду от красивой лжи.
Юный мальчик, красивый и наивный. Именно наивность – его порок. Его грех – легковерность. И внушаемость. Как и все юные – он максималист. Все – это его девиз. Дориан желает попробовать в жизни все, получить все, урвать все, до чего сможет дотянуться. Пока ты молод и красив – все дороги открыты тебе. Вот что говорит ему мастер слова – Генри. Говорит убедительно. Говорит правильно. Его философия – философия в общем-то зрелого человека, для незрелого юного ума Дориана это яд. У Дориана, в жизни не пережившего еще в сущности ничего, не обжигавшегося и не искушенного, отсутствуют сдерживающие факторы и пока что не выработаны жизненные принципы, ориентиры – что хорошо, что дурно, понятия морали и нравственности. Он в сущности ребенок, который и попадается на крючок лорда Генри.
Есть одна замечательная фраза, которую можно трактовать ну очень по-разному. И применительно к разным вещам и моментам жизни. Мы в ответе за тех, кого мы приручили. И пусть Сент-Экзюпери написал это много позже. Это верно всегда.
Лорд Генри приручил Дориана Грэя. Интересная беседа и интересный человек, импонирующий во всем – как наркотик. Вызывает привыкание. И желание получить еще и еще дозу. Порцию общения. Новую мысль, толчок к размышлениям. Но лорд Генри лишь отчасти несет ответственность за падение своего протеже. Как, впрочем, и Беззил. Художник показал Дориану его красоту. Вознес его на пьедестал и окружил почитанием. Создал кумира, который и уничтожил его в последствии.
Все мы знаем как восприимчивы дети и как легко они перенимают дурное. Стоит им услышать ругательств – и они с готовностью повторяют то, чего в сущности совершенно не понимают. Стоит их похвалить – и они ждут похвалы снова, жаждут внимания, стремятся всегда быть в центре. И Беззил, своей одержимостью образом, какой-то безумной любовью к Дориану, и лорд Генри своим стремлением владеть совершенной красотой, помыслами и жизнью Дориана Грэя – они оба влияют на своего визави. И не в лучшую сторону. Так легко заронить, посеять мысль, идею о собственном совершенстве, породив уже не гордость, но гордыню.
Но мы помним, что человек обладает свободой воли. А значит, правом выбирать какую жизнь ему прожить и как поступать.
Был ли у Дориана шанс прожить другую жизни? – да. Подумай он над словами лорда Генри под другим углом и с другой точки зрения.
Влияние действительно никогда не бывает положительным. Оно меняет человека. Делает его другим. И вина лорда Генри лишь в том, что он слишком красиво и слишком убедительно говорил то, что слушать и принимать юному уму попросту опасно. Мало кто из нас способен был трезво рассуждать и здраво оценивать то, что нам говорят и советуют в восемнадцать лет. Немногие в последующие годы обретают способность мыслить. А уж отделать зерна от плевел очень многие не способны ни в зрелости, ни в старости.
Я закрываю глаза и вижу восторженно сияющие глаза Дориана, сыгранного Димой. Его страсть, его наивность и пугающий цинизм Дориана павшего. Слова, написанный Уайльдом – прекрасны. Только оживленные людьми, их эмоциями, мимикой, интонациями, сумасшедшей, безумной просто энергетикой, они становятся воистину материальными. Их можно увидеть и, кажется, к ним можно прикоснуться.
Одержимость Беззила, его ужас почти, когда он осознает ЧТО на самом деле случилось, восхитительный огонь его таланта, вызвавшего к жизни чудовище, по имени Прекрасный Принц.
Демоническую красоту лорда Генри. Наверное, именно таким и был искуситель на самом деле. И мастер Воланд. Не дает покоя опасный огонек в его глазах.
Нежная, тонкая, очень искренняя Сибилла. Разрушенная любовь, уничтоженное чувство, ранимая душа.
Леди Виктория и Маски. И Портрет. Самый трагичный персонаж. Портрет, пытающийся достучаться до почти мертвой души Дориана Грэя, вернуть его, заставить одуматься, немой укор его грехам и жестокости.
А виною всему – красивые слова и легковерие. Книга, околдовавшая молодого мальчика. Волшебная и страшная власть слова.
@темы: Впечатлизмы, Катарсис, Размышлизмы, мояпрелесссть
А твои отчеты - увлекают, удивляют и стимулируют "мыслительную деятельность"